Текст:
Лидия Гуменюк
Несмотря
на всю нынешнюю популярность профессии фотографа, очень трудно найти
специалиста в мире глянца, точно чувствующего стиль и требования
каждого отдельного издания и сохраняющего при этом собственный
«почерк». Стивен Кляйн как раз такой человек.
Стивен Кляйн пришел в фотоискусство не сразу и не случайно. Родившись в
Нью-Йорке в 1961 году, сначала изучал живопись в Rhode Island School of
Design, а затем его интерес плавно переключился на фотографию.
Действительно, многие отмечают черты живописности в его фотографическом
творчестве. Однако сам он утверждает, что изучение этих двух дисциплин
доказало ему, что сравнение фотографии и живописи совершенно
бесполезно. Кляйн считает, что нет смысла создавать снимки, которые
хороши только своей связью с прошлым и оправдываются лишь схожестью с
другими видами искусства — наоборот, всегда нужно смотреть в будущее.
Может
быть поэтому, из-за страсти к вечному движению и переменам, фотография
для Кляйна — это научный эксперимент, а свою студию он называет
лабораторией. И съемка у него скорее не психологический процесс, а
физический: атомы ведь непрерывно изменяют свои электрические заряды,
также и процесс съемки, и фотограф должны провоцировать в модели
неповторимые изменения. Обычно говорят, что конечный результат зависит
от фотографа, от его видения модели в кадре, но, возможно, дело еще и в
изменении поведения модели, в зависимости от ее взаимодействия с
человеком за камерой. Кляйну часто кажется, что звезды из разных
областей шоу-бизнеса с удовольствием с ним сотрудничают именно потому,
что он может показать их неоднозначно, по-новому — совсем не так как
они привыкли видеть себя на глянцевых обложках.
С другой стороны, Кляйн явно лукавит, так как он, наравне со
многими современными мастерами fashion-фотографии, отлично умеет
сделать из человека мертвую куклу. Играет этими образами, используя в
одной серии и людей, и манекенов — в результате уже не разобрать, кто
из них где. Впрочем, все варьируется и зависит от задачи — он же
настоящий «многостаночник» в журнальной сфере, сложный и противоречивый
при этом, предсказуемый и нет. Кляйн — ребус.
Используя
привычные экранные образы звезд, в то же время он входит с ними в некое
противоречие. В семейной серии Анджелины Джоли и Бреда Питта (журнал W,
2005) он объединяет фотографии в стилистике их актерских амплуа, вроде
мистера и миссис Смит, добавляя к этим голливудским картинам легкий
налет «бытовухи». А идеалистические домашние снимки в кругу детей (всем
известно, насколько многочисленна семья звездной пары), наоборот,
нагоняет театральности и ¬неестественности — этакие Барби и Кен с кучей
одинаковых детей.
В подобной же семейной серии он представляет Дэвида и Викторию
Бэкхем — вовсе не как футболиста и бывшую солистку девчоночьей группы,
а как брутальную парочку вроде Бонни и Клайда, путешествующую на машине
и ночующую в дешевых мотелях.
Кляйн — сверхненатуральный фотограф, все его снимки зачастую нарочито
неживые, но при этом он не ударяется в китч и фантастику. Кажется, что
на его фотографиях время застыло как по мановению волшебной палочки еще
задолго до щелчка затвора. В них присутствует некоторое спокойное
напряжение, как в мире зазеркалья. Поэтому фотографа всегда можно
узнать по этой бездвижной атмосфере, кажущемуся осязаемым плотному
прозрачному воздуху. Кляйна всегда тянет к оживлению мертвой картинки,
но не так, чтобы она приобрела некую динамику и превратилась в
киноленту, а так, чтобы снимки сменяли друг друга достаточно бессвязно,
в клиповом ритме. Он разбивает историю на составные части и
перетасовывает их. При этом мы видим, что от «перемены мест слагаемых —
сумма не меняется», мы понимаем то, что передает нам Кляйн — считываем,
поскольку давно находимся в плену этих культурных стереотипов и
экранных образов.
Интересен
тот факт, что Кляйна как фотографа больше всего притягивают уже
«съеденные» своей знаменитостью люди, снятые-переснятые всеми
современными мастерами, как например, его самые любимые модели —
Мадонна и Бред Питт. Массовая культура выдавила из них уже почти весь
сок, они стали признанными секс-символами и бессмертными идолами.
Стивен Кляйн этому не противоречит, но вносит отдельные черты, меняющие
общее восприятие. Мадонну он снимает всегда по-разному: для рекламы — в
более традиционном образе, для своего видеоарта — уже совсем иначе. Там
он заставляет нас полностью забыть все то, что мы о ней знали. В этом
плане показательны портреты Бреда ¬Питта, лицо которого полностью
залито вязким веществом разного цвета, так что знакомые всем
привлекательные черты еле прочитываются. Но мы смотрим на фотографию,
читаем подпись и, все-таки, узнаем или просто верим в то, что это
действительно он.
Что касается работы в журналах, то Кляйн отлично чувствует
современные тенденции в фотографии и снимает так, как надо. Но в этом
«так, как надо» чувствуется очень слабая ирония. Не шутка или
хулиганство — он для этого слишком основателен. Кляйн отлично понимает,
что и для кого снимает, где нужна более-менее классическая фотография,
а где можно подключить бурную фантазию. Он может делать треш, но этого
никто не заметит, потому что остается совершенно спокойным и ровным.
Никогда никаких ярких эмоций и экспрессивных движений. Также никакого
импрессионизма — сюжетов «как будто вырванных из жизни». У Кляйна нет и
тени небрежности — несомненно каждый кадр четко прорисован заранее,
выстроена композиция, баланс и сочетание цветов. Также он удивительно
красиво, в лучших традициях времен Ньютона и Сьеффа работает и с
черно-белой фотографией.
Как
и многих современных фотографов Кляйна привлекает и обратная сторона
красоты — его не пугают уродства. Да и что такое уродство, как не иная
красота? Он часто делает из известных моделей и актрис жутковатых
напудренных кукол, но и в этом есть своя мертвая эстетика мира
манекенов, он просто усиливает акцент. Кляйн не чужд и гомоэротики.
Ежегодно он выпускает календари «Боги стадионов» и снимает для
гей-журналов. Его идеал — это античная красота развитого, спортивного
тела. Вообще, он производит впечатление очень «мужского» фотографа.
Поэтому у него достаточно сложные отношения с женским телом — если не
превращено в пластмассу или фарфор, то так и норовит показать всю свою
натуралистичность: складки, напряженные мышцы и т. д., нечто мужское и
грубое. Например, в серии снимков «Эротика» тело модели красиво по
своим линиям, как узор, но безобразно как объект желания, потому что
мертво и костляво. Но если надо, он может показать и более привычную
сексуальность.
Полностью материал читайте в печатной версии журнала "ФотоДело"