Магия портрета

Четверг, 19.07.2018, 23:44
Приветствую Вас Гость

Регистрация
Вход

Каталог статей


Главная » Статьи » Свет, осветительное оборудование

Свет в портрете
Текст и фото: Александр Повшенко

Фундаментальные основы работы с искусственными световыми источниками. Свет и тень как элементы и инструменты формирования изображения. Основы эмоционального воздействия света и тени.

В этой лекции мы поговорим о роли света в жанре портрет, об основных способах и приемах выстраивания светотеневого рисунка для создания образа.*

Начнем со студийного освещения

Начнем со студийного освещенияСейчас трудно себе представить, что в начале прошлого века традиционная фотостудия имела большие оконные проемы, а порой даже прозрачные потолки. Фотографы работали в дневное время, пользуясь естественным светом и подстраиваясь под капризы природы. Развитие электричества и электронных технологий привело к радикальному изменению концепции студийного освещения. Современная фотостудия, как правило, не имеет окон вовсе или они зашторены плотной темной тканью. Хороший студийный свет не только делает фотографа независимым от погоды и времени суток, но и почти безгранично расширяет творческие возможности.

Искусственный свет для фотографа можно разделить на два основных вида: постоянный и импульсный. Преимущества постоянного света – это доступность и, пожалуй, стабильность светотеневого рисунка. Причем второе носит довольно условный характер, поскольку фотоаппарат и человеческий глаз, как вы помните, «видят» совсем не одинаково, а «портретируемый» не манекен — изменение положения не может не менять «световой образ». Недостатки постоянного света довольно существенны — относительная слабость светового потока, большая энергоемкость и выделение тепла. Свет может иметь разную природу: лампы накаливания, люминесцентные и галогеновые лампы, светодиодные источники, свет свечи, факела, пламени от костра… От происхождения света сильно зависит его спектральный состав, а это не только цветовая температура, о которой мы уже говорили, но и существенное влияние на характер рисунка. Если, например, сделать несколько совершенно одинаковых фотографий при свете разных источников идентичных по жесткости/направлению/интенсивности светового потока, затем откорректировать баланс белого (то есть цветовую температуру) и перевести в ч/б, то изображения будут заметно отличаться. Связано это с неравномерностью распределения световой мощности по спектральному диапазону и, как следствие, разной «отрисовкой» цветовых деталей сюжета. Естественный дневной свет в этом смысле идеален просто потому, что человеческое зрение эволюционировало именно при естественном свете и то как он «отривовывает» детали стало эталоном «де-факто».

Фото 1 Фото 2


Импульсный свет

Чем он отличается от постоянного, чем лучше и чем хуже?
Световой поток, создаваемый им¬пульсными световыми приборами, хорош прежде всего тем, что по спект-ральному составу он гораздо ближе к естественному и, конечно, лишен недостатков постоянного све¬та. Не уди¬вительно, что категория импульсный свет в фотографии практически стала синонимом студийного света. Более того, при съемках «на пленэре», все чаще используется портативный студийный свет, автономный благодаря мощным аккумуляторным батареям. Каждый фотолюбитель знаком с импульсным светом, как минимум, в виде внешней или встроенной вспышки. Каждый продвинутый фотолюбитель, как правило, недоволен результатами работы этого устройства. Основная причина в том, что вспышка «привязана» к фотоаппарату и светит «в лоб» и, плюс к тому, имеет небольшую мощность.

Фото 3Давайте разберемся, какими характеристиками обладает или, точнее, должен обладать хороший студийный свет.
1. Мощность светового потока. Импульсный осветитель должен иметь большую мощность светового импульса ступенчато или плавно изменяемую в широком диапазоне. Чем больше диапазон и точнее «ступени», тем больше возможнос¬тей и удобства работы.
2. Качество и стабильность цветовой температуры. Именно эти параметры, в итоге, определяют характер изображения. Заниматься исследованиями на тему «от чего зависит качество и стабильность цветовой температуры» мы здесь не будем, поскольку это весьма сложная теория и технология. Замечу только, что далеко не у всех студийных приборов разных производителей эти параметры достаточно хороши.
3. Качество пилотного света. Пилотный свет, это постоянное свечение импульсного прибора, позволяющее фотографу оценить характер формируемого светотеневого рисунка. Нетрудно догадаться, что «пилот» должен быть максимально близок к характеристикам «импульса». Мощность пилотного светового потока меняется соответственно изменению мощности импульсного, а при использовании нескольких приборов с разными заданными мощностями, пропорции свечения «пилотов» должны сохраняться.
4. Продолжительность импульса. Понятно, что чем короче импульс, тем лучше, поскольку это дает возможность «заморозить» быстрое движение «без смаза».
5. Скорость зарядки прибора. Фактически, это время необходимое для выхода в режим готовности к следующему кадру. Требования по этому параметру очевидны — чем быстрее заряжается прибор, тем скорее можно сделать следующий кадр. У лучших представителей это время исчисляется долями секунды. Фактически это время сопоставимо с реакцией фотографа.


ВИДЫ СТУДИЙНОГО СВЕТА:

Начнем со студийного освещенияРисующий свет – это основной вид света для фотографа, фактически, аналог дневного света «падающего» через оконный проем. Здесь важна направленность света, однородность по всей излучающей площади и ее размер. Так же как и естественный оконный свет меняется в зависимости от облачности и ориентации окна, световой поток, формируемый рисующими насадками, может иметь разные характеристики. Основные типы насадок для получения рисующего света – это софт-боксы разного размера и формы (квадрат, восьмиугольник, прямоугольник, стрип) и софт-рефлекторы разного диаметра. Источник рисующего света практически всегда один, исключение составляют специальные «гротескные» схемы освещения.

Заполняющий свет, как вы уже догадались, аналог свечения небесного свода. Такой свет не имеет направления и как будто льется со всех сторон. Для получения такого света используют световые насадки с наибольшим углом распространения. Можно сказать — широко «распыляющие» свет. Это, прежде всего, просветные и отражающие зонты. Источников заполняющего света может быть несколько для обеспечения равномерного бестеневого освещения.

Моделирующий свет можно сравнить с большим солнечным зайчиком. Он нужен для локального смягчения контраста или для создания световых акцентов. Соответственно это должен быть направленный пучок света. Для получения такого эффекта используют отражатели «перенаправляющие» рисующий свет или рефлекторы разной степени жесткости.

Контровый свет нам хорошо знаком, это свет идущий навстречу фотографу. Как правило, он нужен для того, чтобы усилить рельеф, «оторвать» модель от фона. Такой свет должен иметь минимальный угол распространения чтобы не попадать в объектив. Формируют такой свет рефлекторы с сотовыми фильтрами или линзами Френеля, либо тубусы.

Фоновый свет не нуждается в особых комментариях, это свет освещающий фон. Поскольку он находится за спиной модели, требования к нему такие же, как к контровому свету. В зависимости от фона и художественного эффекта возможно использование нескольких источников фонового света.


SinarТеперь давайте рассмотрим последний технический аспект — «светоформирующие насадки».

В лекции 5.1. довольно подробно рассмотрены художественно-технические особенности света, которые сводятся к непростой системе зависимости характера освещения от направления и направленности светового потока, от количества и типа излучателей, от характера и взаиморасположения отражающих и поглощающих поверхностей. Как вы понимаете, импульсный световой прибор – это точечный источник света с возможностью изменения мощности. Для того чтобы создавать нужную светотеневую картину, изменения только силы света мало, нужно иметь возможность менять характер светового потока. Для этого используются специальные световые (светоформирующие) насадки. Описание всего диапазона таких устройств разработанных и производимых фотопромышленностью выходит за рамки этой лекции. Ограничимся классификацией по видам преобразования светового потока. Как я уже говорил, студийный свет в первую очередь имитирует естественное освещение, которое создается парой: точечный источник — солнце и рассеиватель с переменными характеристиками — небо. Но это далеко не все, согласитесь, имея богатые возможности, было бы неразумно их ограничивать, поэтому в студии используются пять основных типов освещения объекта съемки: рисующий свет, заполняющий, моделирующий, контровый, фоновый. Вариантов сочетаний светоизлучателей по взаиморасположению, положению относительно модели, высоте и мощности бесконечное количество. Именно работа со светом позволяет создавать световые картины, формирующие художественный образ портретируемого.

С теорией студийного света, в общих чертах, разобрались. Пора переходить к практической, творческой части.


КАК СДЕЛАТЬ ХОРОШИЙ ПОРТРЕТ?

Фото 4Что такое вообще «хороший» портрет и чем он отличается от «плохого»? Какую роль здесь играет свет и как его правильно использовать? Как лучше выбрать план и ракурс? Что делать с фоном и аксессуарами? Как добиться нужного настроения, позы, жеста, взгляда… Как ВСЕ ЭТО собрать воедино, не забыв про ФР, экспопараметры и точку съемки? Кто из фотографов не задавал себе эти вопросы… Попробуем дать определение «хорошего» портрета. Лучше всего, на мой взгляд, «определяет» портрет старая притча. Однажды шейх пригласил трех художников и сказал – кто сделает мне хороший портрет – озолочу, но если не понравится – велю отрубить голову. Все бы хорошо, но шейх был маленького роста, со страшным шрамом, одноглазый и одна нога короче другой. Художники согласились. Один мастер изобразил шейха, как есть, восседающим на троне среди придворных. Другой – исправил все дефекты, заметно «нарастил» и показал его в пылу сражения, возвышающимся над врагами. Третий написал «парадный» портрет – на коне и в профиль. Первому художнику шейх сказал – да это я, но таким я себе не нравлюсь. Второму коротко – это не я. Третий художник удостоился церемониального ужина и звания «Мастер портрета». Кого, какая участь постигла, догадываетесь. В этой короткой притче изложены не только суть и смысл портрета, но и правильный подход к его созданию.

Итак, хороший портрет:
– максимально передает индивидуальность. Категория «портретное сходство» родилась не случайно;
– скрывает недостатки портретируемого. Обратите внимание – не исправляет, а лишь уводит за грань восприятия;
– показывает и подчеркивает достоинства. Портрет должен быть комплиментом;
– раскрывает характер личности. Показывает доминирующие или лучшие стороны характера, проявляет отношение к себе и к жизни.
– взаимодействует со зрителем «как живой». Портрет должен вызывать эмоциональный отклик, провоцирующий процесс реконструирования (додумывания) образа портретируемого.

Студийное освещение Студийное освещение Студийное освещение



От простого к сложному

Как правильно подходить к решению столь многоплановой, зависящей от массы условий и параметров задачи, как создание художественного фотопортрета? Понятно, что единого рецепта на все случаи жизни быть не может, но раз кто-то это делает, значит это возможно и, вероятно, этому можно научиться.

Фото 5Давайте попробуем добиться нужного результата на практике и разберемся, как для этого использовать свет. Сформулируем основные ингредиенты «рецепта». Мы уже знаем, что такое психология художественного портрета и световая тональность (изучали в рамках предыдущего курса). Сталкивались с трудностями создания нужного настроения, имеем опыт использования естественного дневного освещения. Правда, работа со светом, при выполнении заданий, сводилась исключительно к выбору места, времени, ракурса и точки съемки. Единственный способ изменения световой картины, которым мы пользовались — отражатель — подсвечивающий тени и смягчающий контраст. Это уже немало. Однако, приступим.

Для чистоты эксперимента, я не стал обращаться к услугам профессиональной модели, стилистов и визажистов, а попросил позировать двух сотрудниц нашего издательства, не имеющих опыта участия в профессиональных фотосъемках. Кроме того, итоговые фотографии минимально обрабатывались в фоторедакторе: яркость, контраст, небольшое кадрирование и минимальная ретушь (удалены только временные дефекты кожи).

На мой взгляд, прежде чем творить «фотохудожественные шедевры» нужно сделать несколько простых портретов, изучить пластику и особенности портретируемого. Как вы помните, глаз и фотоаппарат видят по разному, значит нужно посмотреть «глазами фотокамеры» чтобы понять как преображается действительность при переходе в плоскость и «зажатый» динамический диапазон.

Схема 1. «Классическая»На фото 1 и 2 вы можете видеть фотографии, сделанные практичес¬ки по схеме «фото на паспорт» — самый простой рисунок, максимально передающий сходство и не заботящийся о художественности образа. Это своего рода контрольные кадры, чтобы можно было сравнить с портретами и понять чего удалось добиться с помощью света.

Начинаем с простой классической схемы расстановки света (рис. 1). Самый сильный свет, естественно, – рисующий. Заполняющий должен быть слабее ровно настолько, насколько вы хотите смягчить контраст – обычно на 1–2 ступени. Моделирующий свет совсем слабый, его задача лишь подправить рисунок. Мощность фонового света может колебаться в довольно широких пределах. Более того, здесь может быть и два и три источника, расположенных по сторонам и сверху. Суть от этого не меняется – нужно осветить фон так, как того требует сюжетный замысел. Отдельно хочу заметить, что есть разница в использовании контрового света – в женском портрете он подсвечивает голову и плечи сзади, а в мужском – сбоку и несколько сзади. Впрочем, контровый свет вполне можно рассматривать как дополнительный, особенно при светлом фоне.

Broncolor Broncolor
Как вы видите, классическая схема далеко не самая простая по расстановке, скорее даже наоборот. Но именно она дает универсальный светотеневой рисунок, который идет и блондинкам и брюнеткам. Именно поэтому такая схема и стала классической, что позволяет довольно ПРОСТО получить рельефный и пластичный портрет человека практически с любым типом лица. В принципе, можно на этом остановиться и дальше работать с настроением, позой, ракурсом…, но тема лекции требует другого. На фото 3 и 4 можно видеть результаты «работы» классической схемы.

Фото 6Первое правило: лучше начинать не с простой световой схемы, а со светового рисунка, упрощающего работу фотографа.

Переходим ко второй схеме, теперь максимально простой именно с точки зрения осветительного оборудования – один софт-бокс (софт-рефлектор) и один отражатель (рис. 2). Как вы помните, именно такой схемой пользовался Моисей Наппельбаум при создании своих шедевров. Мы не будем соревноваться с Мастером и возьмем совсем «слабый» отражатель, минимально подсвечивающий тени. Получается освещение близкое с стилю «Low Key» (низкий ключ).

Высокий контраст и глубокие тени дают много творческих возможностей, но здесь зачастую бывает очень непросто поймать нужный ракурс и момент съемки. Зато результат получается заметно интереснее.

Третий вариант я выбрал довольно экзотический, чтобы с одной стороны, показать, что можно и нужно экспериментировать, а с другой – дать рецепт удобной и эффективной схемы (рис. 3). Можно сказать, что это модифицированный вариант схемы «парамаунт» или «баттерфляй». Ее суть в сочетании двух, практичес¬ки фронтальных «мягких» из¬лу¬чателей – верхнего и нижнего. Та¬кая схема хороша для съемки детей, fashion и людей с правильными чертами и красивой кожей. Чтобы сделать светотеневой рисунок менее требовательным я заменил два источника наклоненным большим стрипом (длинный софт-бокс) справа и дополнил с противоположной стороны софт-рефлектором. Менять соотношение мощностей источников можно произвольно, но я предпочитаю левого ведущего. Получился вот такой двойной портрет.

Фото 7Помните историю о том, как «доброжелатели» подпилили струны на скрипке Никколо Паганини и, во время концерта, они начали лопаться? Великий маэстро закончил исполнение своей партии на одной струне и этого никто не заметил. К чему это я? К тому, что, в принципе, можно добиваться выдающихся результатов и минимальными средствами. Правда, для этого нужно быть Великим или просто гением. Известно, однако, что Паганини для своей работы выбирал лучшие инструменты Страдивари, Гварнери, Амати и Бергонци. Как бы там ни было, не вызывает сомнения, что чем лучше и разнообразнее средства, тем проще прийти к поставленной цели. Отсюда вывод – всегда старайтесь использовать лучшее из доступного и делайте это самым эффективным способом.


* Теоретические материалы: свет и освещение; качество и количество; рассеянный и направленный свет; жесткость и контраст; рисующее, заполняющее и моделирующее освещение представлены в лекции 5.1.


Схема 2 Схема 3


Источник: http://www.fotodelo.ru/?t=HJpV5112181125CJK70080
Категория: Свет, осветительное оборудование | Добавил: Dmitry_SOFT (29.08.2008)
Просмотров: 6352 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

===========================================

Меню сайта

Категории каталога
Творчество известных фотографов [3]Разное (но тоже интересное =)) [7]
Свет, осветительное оборудование [6]Отрывки из книг по фотографии [3]
Фотограф, компьютер, Интернет [1]Теория жанров и стилей [4]
Форма входа
Друзья сайта

TRANSLATE
Promt Translator
Статистика

ТОП Фотосайтов

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 19