В
предыдущем уроке фотографии подробно рассматривалась
техническая сторона вопросов связанных с фотографической резкостью, но
кое-что стоит напомнить и уточнить. Во-первых, само определение
«Фотографическая резкость – это степень размытости границ между ярко
освещенными и более темными зонами фотографического изображения» на мой
взгляд не совсем корректно. Правильнее – степень отчётливости границы
между двумя участками фотоизображения, получившими существенно разные
экспозиции и, как следствие имеющими разную оптическую плотность. Проще
говоря, визуальная четкость, неразмытость именно резких светотеневых
переходов формирующих изображение. В основном резкость проявляется в
точности передачи мелких деталей и формировании микрорельефа – фактуры
изображения. Плавные переходы от светлого к темному и соотношение
светлое – темное в кадре – характеризуются контрастностью и яркостью.
Первая отвечает за объем, вторая – за общее настроение. Но это тема
достойная отдельного рассмотрения в следующем практикуме. Рассмотрим
вопрос резкости в портрете на примере двух разных подходов, а точнее,
на двух разновидностях портрета: женском и мужском. Начнем с женского
портрета. По правде сказать, это наиболее почитаемый мной жанр,
наверное, и самый благодатный (и благодарный). Остановим внимание на
крупноплановом и поясном портрете, поскольку здесь предмет обсуждения
будет более ярко выраженым.
Женский портрет
Итак, начнем
с женских крупноплановых портретов. Это один из самых увлекательных
жанров, и в чем-то самый трудный. Увлекательный, потому что здесь у
фотографа много средств для передачи настроения создаваемого образа.
Мимика, наклон и поворот головы, игра света на волосах, направление
взгляда, ресницы, глаза – все здесь воспринимается, все крупно, все
выразительно. Трудный жанр по причине той же выразительности и, кроме
того, требующий очень аккуратного отношения к подаче образа с точки
зрения мельчайших дефектов лица. Крупный план очень требователен и к
качеству макияжа и к тем самым «мелочам», которые на поясном или
ростовом портрете практически не будут заметны из-за простого снижения
общего разрешения фотографии. Вообще нужно заметить, что в женском
портрете «мелочей» не бывает. Перейдем от слов к делу.
Я
назвал эту работу «Грустинка». Здесь стоит сделать небольшое лирическое
отступление. Когда мы говорим о постановочном студийном портрете, будет
лучше, если название работе (хотя бы условное), вы дадите еще перед
съемкой. Можно рассматривать это как некий эмоциональный посыл. Такой
подход позволит в процессе создания портрета не только направить свои
мысли в нужное русло, но и лучше руководить моделью для точного
воплощения вашего замысла. Как говорится: как вы корабль назовете, так
он и поплывет! Вы сразу должны для себя определить некоторые параметры
съемки, при этом одними из основных будут глубина и акцент резкости.
Глубину резкости профессионалы и считающие себя таковыми обычно
называют ГРИП (прошу не путать с мухомором или распространенной
болезнью). Как говорит мой знакомый фотограф: «Глубина резко
изображаемого пространства прямо пропорциональна расстоянию до объекта
и обратно пропорциональна двум техническим параметрам – диаметру
относительного отверстия (проще значение диафрагмы) и величине главного
фокусного расстояния объектива». Иными словами – чем дальше аппарат от
портретируемого, чем меньше относительное отверстие (больше значение
диафрагмы) и меньше фокусное расстояние объектива, тем ГРИП больше.
Иначе говоря, чтобы снять резко глаза и «размыть» кончик носа
нужно подойти поближе, максимально открыть диафрагму и не пользоваться
фокусным расстоянием меньше 50-ти. Ну, на этом лирическое отступление
можно считать оконченным, и я больше не буду утомлять вас подобными
экскурсами.
Возвращаемся
к портретной фотографии. Перед нами работа в светлых тонах, немного
приближающаяся к стилю «High Key»* (высокий ключ), и в этом случае
резкость в женском портрете не только допустима, но и желательна.
Расположение модели фронтальное. Основной смысловой акцент на глазах.
Работа основана на передаче настроения взглядом, наклоном головы,
хорошо поддержанной изгибом руки и спокойно «стекающими» волосами.
Экспрессии нет. Спокойное созерцание, даже некоторая отрешенность.
Глубина резкости средняя, но в кадре ее достаточно много. Глаза, брови,
губы и волосы проработаны хорошо. Из резкости начинает выходить
передний план (одежда), слегка подчеркивая глубину, которая, впрочем,
невелика да и не очень важна в этой фотографии. Поскольку лицо
хорошо освещено, сам портрет выполнен в светлых тонах и грамотно
проработан в светах, то требования к передаче качества кожи лица
достаточно жесткие. В полноценном «High Key» света должны быть
«выбиты», соответственно у кожи не будет ни фактуры, ни дефектов.
Должны остаться только контрастные графичные детали. Очень рекомендую
попробовать этот стиль фотографии. Так или иначе, в женском портрете
будут не вполне уместны видимые дефекты, морщинки и другие
неровности. В этом портрете их и так практически не было, но при
последующей легкой обработке в Photoshop они были сведены и вовсе
к нулю. Я наложил легкий избирательный блюр, который не затронул глаз и
волос (в фокальной плоскости). Общее впечатление должно быть мягким и
спокойным.
Хочу
заметить, что требования, предъявляемые к портретам, выполненным в
светлой тональности (но не «High Key») более жесткие, чем к работам в
темных тонах. Это обусловлено тем, что в темных тонах прорисовка
деталей скрывается проще, чем в светлых. Для примера давайте обратимся
к работе в темных тонах. Причем для наглядности, в глубоких темных
тонах, а для сравнимости с примерно такой же глубиной резкости.
Эта работа
получила название «Мольба». Как видите, здесь основной смысловой акцент
создает направление взгляда и работа рук, которые поддерживают и
защищают лицо и в то же время как будто тянутся вверх. Глубина резкости
несколько меньше, чем на первой фотографии, да и само изображение
практически сконцентрировано в одном световом пятне. Слегка
оттопыренный мизинец правой руки уже выходит из ГРИП, усиливая объем в
таком узком пространстве. Общий контраст фотографии существенно
выше, чем в предыдущем портрете, что создает большую эмоциональную
напряженность, даже некоторую трагичность. В данной работе не
требовалось маскировать какие-либо дефекты кожи, поскольку лицо почти
полностью прикрыто руками. И все же, для усиления общего впечатления,
создания эмоционального контраста и для маскировки микрорельефа
(микродефектов) я добавил в изображение некоторый шум (зернистость).
Фотография называется
«Не пришел…». Композиция выстраивалась следующим образом. В фокальной
плоскости должны находится элементы изображения, расположенные по
восходящей диагонали – это трубка, руки и лицо. Каждый из этих
элементов, да простят меня читатели за то, что я называю элементом
прелестное личико, но небольшая доля здорового цинизма и юмора, я
думаю, не повредит. Надо сказать, что я вообще больше тяготею к темным
тонам, поскольку это позволяет лучше и легче расставить акценты в
психологическом портрете. Особенно в таком этюде, как этот. В данном
случае съемка велась со штатива с постоянным, ручным фокусом. Модели
была определена фокальная плоскость, довольно жесткая, за которую она
не могла выходить в своих действиях. Работа только в профиль мимикой и
руками. Эмоции должны были развиваться по нарастающей. Условия съемки
следующие:
Некоторые
пояснения к условиям съемки. Применение штатива обусловлено динамичным
развитием сюжета. Модель, в данном случае, работала как актриса на
сцене, развивая сюжет от простого к сложному, без дублей. Одновременно
следить за фокусом, композицией, кадрированием и сюжетом, глядя в
окуляр фотоаппарата очень сложно. Тем более, что автофокус штука
неодушевленная, и ему чужды понятия прекрасного. В таких сложных
условиях он может ухватиться, за что угодно и отличный кадр будет
просто испорчен. Съемка данного сюжета проходила примерно пять минут,
как раз время звучания одной музыкальной (специально подобранной по
настроению) композиции. За это время было сделано около 50-ти кадров.
Держать все это время довольно тяжелый аппарат неподвижно утомительно,
а главное неизбежны покачивания взад и вперед, что может также свести
на нет точную фокусировку по выбранной зоне. Для практического
исследования читателям предоставляется возможность самим, по
приведенным формулам и условиям съемки, подсчитать ГРИП. В довершение,
при обработке был применен легкий общий блюр с ослаблением в местах
акцентирования для подчеркивания настроения.
Завершает серию женских портретов «Женщина в голубом».
Если на
предыдущих работах мы подходили к созданию работы достаточно
достоверно, почти документально, то здесь мы применили такой прием как
софт-фильтр. Данный эффект может быть реализован как аппаратными
средствами (простой недорогой насадкой на объектив), или экзотическими
подручными средствами (тонким женским чулком, натянутым на объектив),
так и программными средствами Фотошопа. Более того, многие дешевые
цифромыльницы со слабой оптикой как будто специально созданы для
получения таких результатов. Если на предыдущих работах мы, так или
иначе, играли как с глубиной резкости, так и с общей резкостью, то
здесь мы умышленно ушли от общей резкости картинки для создания более
мягкого женственного образа. Профессиональные фотографы достигают
подобных эффектов специальными сложными методами, а начинающие или не
знают или просто забывают о довольно простых приемах смягчения рисунка
портрета. В данном случае мы очень простым методом убиваем двух зайцев.
С одной стороны, придаем портрету некоторую воздушность и зыбкость,
которая так нравится женщинам, а с другой стороны, сглаживаем все
мелкие дефекты изображения и кожи лица, что женщинам нравится еще
больше. Кстати это еще и помогает сгладить проблему отсутствия у
начинающих портретистов студийного освещения, хотя и не снимает с
повестки дня задачу общего светотеневого решения фотографии. В общем,
со всех сторон замечательный метод!
Мужской портрет
Теперь
обратимся к мужскому портрету. Здесь подход уже несколько другой. Если
в женском портрете мы очень внимательно относились к мельчайшим
дефектам кожи, стараясь их нивелировать, то здесь картина существенно
изменилась. Не зря говорят, что шрамы украшают лицо мужчины. Конечно,
не стоит понимать это буквально и украшать портрет искусственно
создаваемыми артефактами – во всем нужно чувство меры. Иногда и мужской
портрет стоит немного подретушировать.
Полностью материал читайте в печатной версии журнала "Фотодело".
Источник: http://www.fotodelo.ru/?t=o7ExTm114763TcPXVP6800 |