Мы
продолжаем говорить о создании портрета, об используемых при этом
эффектах и попробуем раскрыть довольно сложную тему – создание объема
изображения. Ну а начнем мы с небольшого лирического отступления об
объеме вообще.
Когда
мы рассматриваем любой предмет, то над способами определения его формы,
размеров и местоположения как-то совсем не задумываемся, поскольку
обладаем стереоскопическим зрением. Попробуйте закрыть один глаз, и вы
хорошо поймете сложность определения расстояния даже до знакомых
предметов и вещей. К сожалению, любая фотокамера (за исключением
специальных стереокамер, которые мы рассматривать не будем) имеет также
один глаз (объектив) и фотография, полученная с ее помощью, в принципе,
совершенно плоская. Как, впрочем, и любое изображение на плоском листе
бумаги. Однако это не приговор. Вы наверняка неоднократно видели
фотографии, про которые хотелось сказать: какой простор, объем, воздух…
Значит, есть какие-то приемы, способы и хитрости, позволяющие передать
в двухмерном изображении третье измерение. Конечно, есть! В
сегодняшнем уроке фотографии мы попробуем коснуться (именно
коснуться, а не изучить) некоторых понятий и приемов, поскольку тема
эта довольно глубока и содержит в себе как объективные, так и
субъективные аспекты восприятия. Зрение процесс психофизиологический –
на основе информации, которую получают глаза, сознание конструирует
пространственный образ, следовательно в изображении должны быть
какие-то информационные элементы, отвечающие именно за объем. Попробуем
эти элементы разделить на три группы: +
светотень –базовое представление об объеме и рельефе дает именно
светотеневой рисунок – выпуклости освещены сильнее, впадины слабее,
округлые элементы имеют плавный светотеневой переход, мелкие и ломаные
детали дают резкую границу. Характер отбрасываемой тени дает
дополнительную информацию о размерах и взаиморасположении объектов. +
линейная перспектива – по мере удаления от наблюдателя одинаковые
объекты уменьшаются и прижимаются друг к другу. Самые простые примеры –
уходящие вдаль рельсы и шпалы или лестница с перилами. +
детализация – сюда соберем все, что связано с изменением точности
изображения по мере удаления от наблюдателя. Самый простой и
эффективный прием – глубина резкости, мы рассматривали в предыдущем
номере. Воздушная перспектива – затуманивание этакой серой дымкой по
мере удаления. Снижение освещенности и уменьшение светотеневой разницы
– снижение контраста, по мере удаления объектов от источника света.
Такое деление, конечно, весьма грубо и условно, но удобно с точки зрения использования при решении фотографических задач.
Попробуем
изучить на примере создания портрета, хотя передача объема не мене
важна и в пейзаже, и в макросъемке. Причем, уделим внимание как
процессу получения объема непосредственно при съемке, так и имитации
или усилению средствами Photoshop.
Какой
главный инструмент в арсенале фотографа при создании портрета? Свет!
Только он может вылепить из темноты прекрасное лицо или безнадежно все
испортить. Для начала, давайте, разделим понятие объема на две
составляющие. Первая – это передача объема (рельефа) лица и тела
модели. Вторая - создание общего объема пространства всего снимка,
понятие глубины, многоплановости кадра. В двухмерной плоскости объем
любого предмета можно передать светотеневой картиной. Чем она богаче,
тем больше нюансов объема мы сможем увидеть. При этом ее качество не
лежит в прямой зависимости от количества источников света. Рассмотрим
самый простой пример. В данном примере мы можем рассмотреть три
источника света: два активных и один пассивный. Рисующий свет
расположен справа вверху, отражатель типа «лайт-диск» слева спереди для
формирования заполняющего освещения. И источник с сотовым рефлектором
направлен на фон позади модели. Для создания правильной светотеневой
картины желательно, что бы заполняющий свет был примерно на 3 ступени
меньше рисующего. Это примерное соотношение может варьироваться в
небольших пределах (в данном случае мы говорим о типичной, базовой
схеме освещения). Отчасти темы освещения мы касались в статьях о
домашней студии, поэтому можете обратиться к предыдущим номерам
журнала. Теперь несколько слов о глубине резкости картинки, которая
также впрямую формирует объем изображения. Для создания объема в
портретной фотографии желательно работать на меньших значениях числа
диафрагмы (на больше величине относительного отверстия). Это необходимо
для имитации работы человеческого глаза, который резко видит только
объекты, находящиеся в фокальной плоскости и служит дополнительным
смысловым акцентом в дополнение к световому и композиционному центрам
работы. О фокусе в портрете вы могли прочитать в предыдущем номере
журнала. Если у вас все точки портрета будут находится в фокусе, то
визуально это будет «уплощать» картинку. Старайтесь при съемке избегать
прямого жесткого света со стороны объектива (например, встроенной
вспышкой в лоб). Это максимально упростит светотеневую картину и
сделает изображение плоским, даже при наличии малой глубины резкости.
Разумное сочетание этих двух основных качеств позволит вам сделать
хорошую работу.
Полностью урок фотографии читайте в печатной версии журнала "ФотоДело".